Кызылский педагогический институт

Тувинского государственного университета

На главную

Научно-исследовательская работа кафедры

Общие сведения о научно-исследовательской работе студентов

Эффективность профессионально-педагогической деятельности педагога определяется:

во-первых, его педагогической подготовкой (овладением педагогическими знаниями, умениями и навыками);

во-вторых, предметной подготовкой (овладением знаниями, умениями и навыками по профилирующему предмету математике, русскому языку и литературе, окружающему миру и т.д.);

в-третьих, уровнем готовности к творчеству (способности творить, открывать новые, неведомые знания, способы деятельности и пр.).

Это последнее – важнейшее качество, обеспечивающее личности педагога: адаптивность, мобильность, профессиональную компетентность. Они проявляются в умении педагога эффективно организовывать свою деятельность, вести себя активно в возникающих педагогических ситуациях, а также развивать творческие способности у своих учеников, ибо педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью педагога: к учащимся и к самому себе.

В научно-исследовательской деятельности можно обнаружить три смысла:

1) для любого человека исследовательская деятельность является источником его жизненных (душевных) сил и обеспечивает ему возможность реализации своей творческой природы, и в этом проявляется личностная значимость данной деятельности;

2) в процессе профессиональной подготовки студентов исследователь­ская деятельность (как учебно-исследовательская, так и собственно научно-исследовательская) выступает основой для приобретения качественного образования, и в этом состоит ее образовательный смысл.

3) для учителя-практика научно-исследовательская деятельность является гарантом того, что он никогда не станет «тормозом» в развитии своих учеников, которые в каждом новом поколении имеют все более высокий потенциал в развитии, так как начинают свой жизненный старт с более высокой ступени, нежели, учитель. И в этом кроется профессиональный смысл для учителя научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов должна обеспечивать им овладение на необходимом и достаточном уровне навыками научно-исследовательской деятельности. Которые необходимы им в дальнейшей работе для аттестации на получение, подтверждение или повышение квалификационной категории, где от них требуется, как правило, три вещи: описать свой опыт работы, обосновать его теоретически и доказать достоверность и эффективность результатов описываемой работы.

Педагог, не обладающий способностью творить, оригинально мыслить и действовать, создавать образ собственного «Я», отбирать для достижения цели адекватные средства, не в состоянии воспитывать творческую личность и развивать соответствующие качества у своих учащихся. Иными словами, чтобы управлять образованием личности своих воспитанников, педагогу необходимо уметь управлять своим собственным образованием, самому уметь акцентироваться на главном, что обеспечивает успешность педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессионализм, творчество.

Педагогическое творчество основывается на знании педагогом различных психолого-педагогическиx закономерностей учебно-воспитательного процесса, на умении ориентироваться в достижениях науки и передового педагогического опыта, на умении владеть приемами научного анализа, а также создавать педагогические новации и научно и обоснованно соотносить их с лучшими педагогическими достижениями и традициями.

Профессиональный уровень педагогов экстра-класса тем и отличается, что они умеют переносить приобретенные знания в новые условия, отличаются гибкостью в принятии решении в непосредственных педагогических ситуациях. Чтобы достичь этого, педагогу необходимо уметь наблюдать, анализировать, быстро продумывать различные варианты своего поведения, прогнозировать результаты педагогического процесса, корректировать свое поведение «на ходу» и пр. Приобрести все вышеназванное будущему педагогу может помочь научно-исследовательская работа как одна из форм овладения педагогической профессией.

Научно-исследовательская работа орга­низуется в двух направлениях: учебная исследовательская работа студентов (УИРС) – рефераты, курсовые и дипломные работы и собственно научно-исследовательская работа студентов (НИРС) научные доклады, тезисы, статьи, конкурсные работы. Отличие УИPC от НИРС состоит в том, что первая обязательна для всех студентов, так как предусмотрена учебным планом, а вторая – это добровольное устремление студентов, нацеленных на высоко результативное, плодотворное самообразование и самосовершенствование. Однако здесь следует особо подчеркнуть, что педагогическое мастерство – это в значительной степени результат исследовательской деятельности педагога.

Большое внимание кафедра уделяет научно-исследовательской работе студентов.

Участие студентов в конференциях:

В 54-й научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Горно-Алтайского государственного университета, посвящённой 70-летию высшего образования в Республике Алтай, которая состоялась на базе психолого-педагогического факультета 25 марта 2019 года приняли участие Дербина Г.А., Намдак О.А., Очур А.А., Тюлюш Х.Б. под руководством старшего преподавателя Монгуш Ии Ильиничны. Студенты успешно выступили в секции «Лучшие практики развития студенческого потенциала в процессе обучения в ВУЗе» и были удостоены Дипломом 3 степени за доклад LIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 70-летию высшего образования в Республике Алтай.

На ежегодной научно-практической конференции студентов, посвященной Международному году Периодической таблицы химических элементов от 20 апреля 2019 года кафедрой была организована работа 2 подсекции.

На подсекции «Проблемы и перспективы современной начальной школы» (руководитель Куулар Р.А., старший преподаватель) приняли участие 15 студентов. По результатам работы секции за лучшие доклады были присуждены: 1 место Ондару Ролану Орлановичу, студенту 4 курса профиля «Начальное образование» за доклад по теме «Уроки на воздухе как средство формирования здорового образа жизни младших школьников (на материале начального курса математики); 2 место Хунапай Арине Григорьевне, студентке 4 курса профиля «Начальное образование» за доклад по теме «Формирование у младших школьников навыков решения текстовых задач»; 2-е место Кужугет Сайлык Орлановне, студентке 4 курса профиля «Начальное образование» за доклад по теме «Приобщение младших школьников к народным традициям при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство».

На подсекции «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» (руководитель Сагды Ч.Т., д.б.н., профессор) приняли участие 12 студентов. По результатам работы секции за лучшие доклады были присуждены: 1 место Марзи Чыжыргана Борисовна, студентке 4 курса профиля «Дошкольное образование» за доклад по теме «Лепка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»; 2 место Дамба Яне Аяновне, студентке 4 курса профиля «Дошкольное образование» за доклад по теме «Формирование обобщенных представлений о зимующих птицах у детей 6-7 лет»; 3 место Ооржак Сырга Буяновне, студентке 3 курса профиля «Дошкольное образование» за доклад по теме «Изготовление сувенирной продукции из фетра в ДОУ, как дополнительное образование».

 

Работа семинаров, кружков

На кафедре преподавателями Монгуш И.И., Сагды Ч.Т., Дамба И.Н. организованы научные кружки: «Практическая педагогика начальной школы» (6 студентов профиля «Начальное образование»), «Диссеминация инновационного опыта педагогов образовательных организаций региона» (8 студентов профиля «Начальное образование» и «Дошкольное образование») и «Творчество» (10 студентов профиля «Начальное образование» и «Дошкольное образование»).

Члены кружка собираются 1 раз в месяц, обсуждают вопросы, связанные с участием студентов в конференциях, конкурсах, олимпиадах, а также темами докладов, тезисов, которых готовят к публикации и анализируют материалы курсовых и выпускных квалификационных работ.

1. Научный кружок «Практическая педагогика начальной школы», руководитель Монгуш И.И.

Студенты научного кружка приняли участие в X Межрегиональной (эвристической) олимпиаде по педагогике, посвящённой 70-летию высшего образования в Республике Алтай, которая состоялась на базе Горно-Алтайского государственного университета с 22 по 25 марта 2019 года. В олимпиаде приняли участие 3 студента 2, 4 курсов профиля «Начальное образование»  Намдак Онермаа, Дербина Галина, Очур Арина) под руководством старшего преподавателя кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Монгуш Ии Ильиничны. По итогам олимпиады в конкурсе команда победитель в номинации «За верность в педагогической профессии»,  Диплом 3 степени за доклад IIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 70-летию высшего образования в Республике Алтай, в секции «Лучшие практики развития студенческого потенциала в процессе обучения в ВУЗе».

С 4 по 8 ноября традиционно по плану научного кружка «Педагогика начального образования» в Кызылском педагогическом институте им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая  проходит неделя педагогики начального образования под руководством старшего преподавателя кафедры  ПиМДиНО  Монгуш И.И с целью развития профессионального интереса студентов к  педагогическому опыту, расширения круга знаний будущих учителей в области педагогики начального образования. Более сорока студентов принимали  активное участие. Были организованы такие конкурсы: эссе «Почему я хочу стать учителем» (победительницей стала Сайды Чайзат студентка 1 курса НО-4 группы), проведение мастер-класса «Любимый этап урока» (победительницами стали  Кара-Сал Даяна  студентка 4 курса НО-4 и  студентка Сержин-оол Анна студентка  3 курса НО-4), фотоконкурс «Я будущий самый любимый учитель» (победительницей стала Ооржак Долчан студентка 2 курса НО-4 группы), викторина «Знатоки педагогики начального образования» (победительницей стала Донгак Сюзанна студентка 4 курса НО-4), мини-проект «Моя будущая частная начальная школа» (победительницей стала Чульдум Кристина студентка 2 курса НО-4 группы) среди студентов Кызылского педагогического института очной и заочной формы обучения по профилям «Начальное образование»,  «Начальное образование» и «Информатика»,  где они  продемонстрировали свои знания по педагогике начального образования и методике обучения и воспитания младших школьников.

На секции «Проблемы и перспективы современной начальной школы» (руководитель Монгуш И.И., старший преподаватель) приняли участие 14 студентов и были заслушаны 13 докладов. Куулар Чинчи Геннадьевна «Формирование доброжелательных отношений младших школьников к сверстникам  средствами народной педагогики», Монгуш Анзат Данаровна «Портфолио» как способ организации самостоятельной работы учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО, Дербина Галина Александровна «Организация деятельности младших школьников в детских оздоровительных лагерях», Намдак Онермаа Александровна «Особенности проведения рефлексии на уроках начальной школе».

Эникпен Снежана, студентка 1 курса профилей «Начальное образование» и «Информатика» под руководством старшего преподавателя Монгуш И.И. участвовала в V международном конкурсе на лучший студенческий реферат «СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ». Конкурс проводился на базе Научно-издательского центра «Открытие» otkritienfo.ru конкурсной комиссией, в которую входят преподаватели вузов РФ. В конкурсе принимали более 60 участников, обучающиеся в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Авторы лучших работ после подведения итогов конкурса награждены Дипломами победителей – 1, 2, 3 места по каждому направлению, а остальные получили Дипломы участников. Работа Эникпен Снежаны удостоена Диплома за 3 место по направлению «Педагогические науки».

2. Научный кружок «Творчество», руководитель Дамба И.Н. Организован научный кружок «Творчество», распоряжение №8 от 20.09.2019. По плану члены кружка собираются 1 раз в месяц, обсуждают вопросы, связанные с участием студентов в инновационном форуме. В течение ноября члены кружка Творчество Адыя Сайхана, Тюлюш Сайсуу, Донгак Олча, Санаа Январина, Монгуш Честек-Кат, Чалбаа Айгарина активно готовились к Межрегиональному форуму Инновации-2019, где обновили 2 Лэпбука «Центр Азии», «Тувинские национальные блюда», куклу-перевертыш, также был изготовлен буклет «Лэпбуки из серии «Центр Азии» в количестве 25 штук. Донгак Олча в рамках научного кружка подготовила доклад «Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста», выступила с презентацией на научно-практической конференции студентов-практикантов 23.11.2019.

Олимпиады

В X Межрегиональной (эвристической) олимпиаде по педагогике, посвящённой 70-летию высшего образования в Республике Алтай, которая состоялась на базе психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета с 22 по 25 марта 2019 года приняли участие Намдак Онермаа, Дербина Галина, Очур Арина, студенты 2 и 4 курсов профиля «Начальное образование» под руководством старшего преподавателя кафедры Монгуш Ии Ильиничны. По итогам олимпиады команда стала победителем в номинации «За верность в педагогической профессии». 

С 30 сентября по 05 октября 2019 года Хурен-оол С.Х. и Салчак Б.В. была проведена неделя по дошкольной педагогике в рамках I тура внутривузовской студенческой олимпиады среди студентов 1-4 курсов Кызылского педагогического института им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая. Всего приняли участие 48 студентов.

В течение недели студенты участвовали в различных мероприятиях – конкурсы стенгазет, кроссвордов, тестирование.

В конце недели была проведена  Quiz – игра  «Знатоки дошкольного детства». Приняло участие 4 команды «Педагоги», «Червячки», «Мультяшки», «Пчелки». Студенты состязались в различных  заданиях. Первое место заняли первокурссники.

Для развития общего кругозора студентками 3 курса из Монголии Алтанбаганой, Олзийсайхаан  была представлена  презентация  «Дошкольное образование в Монголии», которую студенты приняли с большим интересом, задавали вопросы.

 

По результатам олимпиады по дошкольной педагогике Саая Анелла Орлановна, Ооржак Сырга Буяновна, Дуктугбей Татьяна Эдуартовна были рекомендованы для участия во II региональном этапе Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике среди вузов Сибирского федерального округа в г. Омске который проходил с 16 ноября по 23 ноября 2019 года на базе Омского государственного педагогического университета. Мероприятие организовали и провели факультет начального, дошкольного и специального образования, кафедра педагогики и психологии детства.

Студенты под руководством старшего преподавателя кафедры Салчак Б.В. были удостоены диплома в номинации «Лучшая импровизация».

 

19 октября 2019 года под руководством профессора кафедры Сагды Ч.Т. проведена студенческая экологическая олимпиада, где приняли участие 29 студентов профилей «Начальное образование» и «Информатика», профиля «Дошкольное образлование» Кызылского педагогического института им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая.

По результатам экологической олимпиады были выявлены студенты, набравшие наибольшее количество баллов: 1 место заняла Чадамба Айыраана Алексеевна – студентка 4 курса профиля «Дошкольное образование», 2 место Хаплак Солангы – студентка 1 курса профилей  «Начальное образование» и «Информатика», 3  место  Олет  Чаяна  Орлановна – студентка 4 курса профиля «Дошкольное образование».

16 ноября 2019 года старшим преподавателем кафедры Педагогики и методики дошкольного и начального образования Дамба И.Н. был проведен 1 тур Всероссийской олимпиады среди студентов бакалавриата обучающихся профилям «Дошкольное образование», «Начальное образование» и «Информатика». 1 место Сайды Чайзат 1 курс НО-5 – 20 баллов, 2 место Кара-Сал Хорагай 1 курс НО-5 – 17 баллов, 3 место Баатарбилэг Олзийсайхан 3 курс ДО-4 – 16 баллов.

С 04 по 08 ноября 2019 года была проведена неделя по педагогике начального образования под руководством старшего преподавателя кафедры  Монгуш И.И. с целью развития профессионального интереса студентов к  педагогическому опыту, расширения круга знаний будущих учителей в области педагогики начального образования. Всего приняли активное участие 47 студентов Кызылского педагогического института им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая очной и заочной форм обучения по профилям «Начальное образование»,  «Начальное образование» и «Информатика»,  где они  продемонстрировали свои знания по педагогике начального образования и методике обучения и воспитания младших школьников.

В рамках недели педагогики начального образования были организованы конкурсы: эссе «Почему я хочу стать учителем» (победительницей стала Сайды Чайзат студентка 1 курса НО-4), фотоконкурс «Я будущий самый любимый учитель» (победительницей стала Ооржак Долчан студентка 2 курса НО-4), викторина «Знатоки педагогики начального образования» (победительницей стала Донгак Сюзанна студентка 4 курса НО-4), мини-проект «Моя будущая частная начальная школа» (победительницей стала Чульдум Кристина студентка 2 курса НО-4) и проведение мастер-класса «Любимый этап урока» (победительницами стали Кара-Сал Даяна студентка 4 курса НО-4 и студентка Сержин-оол Анна студентка 3 курса НО-4).