Кызылский педагогический институт

Тувинского государственного университета

На главную

Кафедра теории и методики языкового образования и логопедии

В 1959 году был открыт факультет начального обучения Кызылского государственного педагогического института. Недостаточная обеспеченность специалистами, имеющими учёную степень, и малочисленный контингент студентов не позволяли иметь профильные кафедры. Факультет обслуживала одна кафедра, педагогики и методики начального обучения.  В 1986 году дисциплины «Русский язык» и «Методика преподавания русского языка в начальной школе» обслуживают восемь преподавателей, в том числе Бартан Ф.М., кандидат педагогических наук, Томилова Т.П., кандидат филологических наук. В связи с увеличением контингента студентов, появлением на факультете кандидатов наук возникает вопрос о разделении кафедры. В 1988/1989 учебном году принимается решение о создании кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе. Заведующей кафедрой становится Бартан Фаина Михайловна. Вскоре успешно защищает кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Орус-оол Э.Д.

В связи с тем, что через несколько лет в штатный состав кафедры включают преподавателей тувинского языка и методики преподавания тувинского языка в начальной школе, кафедру переименовывают в кафедру теории и методики обучения русскому и тувинскому языкам в начальной школе. В 1997 году защищена кандидатская диссертация Дамба Натальи Чоодуевны. Две последующие кандидатские диссертации по специальности 10.02.02. – «Языки народов Российской Федерации (тувинский язык)» выполнены в Институте языкознания РАН. В 2004 году защищена кандидатская диссертация Кара-оол Любовь Салчаковны, в 2005 – Ондар Нелли Михайловны.

В 2006 году в Институте Мировой литературы им. А.И. Горького РАН защищает кандидатскую диссертацию по специальности 10.01.09 – «Фольклористика» Хертек Лидия Кенденовна. В 2007 году – Сат Надесса Дарымаевна по специальности 10.01.01 – «Русская литература».

На начало 2009/2010 учебного года кафедра теории и методики обучения русскому языку и тувинскому языку имела высокий научный потенциал: из девяти членов кафедры восемь имели учёную степень (Бартан Ф.М., Дамба Н.Ч., Кара-оол С.С., Кечил-оол С.В., Ондар Н.М., Сат Н.Д, Томилова Т.П., Хертек Л.К.).

В 2011 году кафедра начинает подготовку бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем «Логопедия», поэтому в ноябре 2012 года переименована в кафедру теории и методики языкового образования и логопедии.

Кафедра теории и методики языкового образования и логопедии является выпускающей кафедрой по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедия» (очная, заочная формы обучения). Реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, предполагает овладение коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской и культурно-просветительской видами профессиональной деятельности. Овладеть ими можно только в условиях практико-ориентированного обучения.

Основные научные направления работы кафедры:

1. Развитие и коррекция детской речи в условиях билингвизма.

2. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с сенсорной, интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

3. Актуальные проблемы теории и методики языкового образования.

Научная деятельность кафедры осуществляется в изучении актуальных проблем теории и методики языкового образования и междисциплинарных исследований в области диагностики и коррекции речевых нарушений детей с сенсорной, интеллектуальной и двигательной недостаточностью. Данное направление научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры ориентировано на разработку теоретических и методических основ развития и коррекции детской речи в условиях билингвизма.

Кафедра тесно сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями Республики Тыва для привлечения студентов к работе логопедами. На кафедре привлечены работодатели и профильные специалисты, которые проводят практические и лабораторные занятия на базе детских садов, а также используют базы логопунктов для выполнения выпускных квалификационных работ студентов. Это сотрудничество прослеживается в период производственных практик студентов, которая является важным звеном в подготовке к самостоятельной практической деятельности, поскольку позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания.

На кафедре привлечены работодатели и профильные специалисты, которые проводят практические и лабораторные занятия на базе детских садов, а также используют базы логопунктов для выполнения ВКР студентов:

Дондуп Сайлык Олеговна – учитель-логопед, тифлопедагог МБОУ СОШ №17 г. Кызыла.

Далаа Аржаана Валерьевна – учитель логопед ГБОУ РТ СОШ №10 для детей с ОВЗ.

Седии Римма Шомбулдеевна – директор Республиканского центра Диагностики консультирования МО РТ.

Члены кафедры принимают активное участие в конференциях международного, российского, республиканского, университетского уровней.

В настоящий момент в состав кафедры теории и методики языкового образования и логопедии входят:

  1. Томилова Т.П., к.ф.н., доцент.
  2. Кара-оол Л.С., к.ф.н., доцент.
  3. Сат Н.Д., к.ф.н., доцент.
  4. Хертек Л.К., к.ф.н., доцент.
  5. Кечил-оол С.В., к.ф.н., доцент.
  6. Кужугет Ш.Ю., к.ф.н., доцент.
  7. Соян Н.Т., к.п.н., ст. преподаватель.
  8. Дондуп С.О., ст. преподаватель.
  9. Ямбу Д.В., преподаватель.

Направление подготовки / специальности кафедры теории и методики языкового образования и логопедии.

Очная форма обучения:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология».

Заочная форма обучения:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология».

В настоящее время кафедру теории и методики языкового образования и логопедии возглавляет Кара-оол Любовь Салчаковна, к.ф.н., доцент.