Кызылский педагогический институт

Тувинского государственного университета

На главную

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

История кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования начинается в 1959 году, когда в Кызылском педагогическом институте открыли педагогический факультет по подготовке учителей для первых 4-х классов. За первый год работы было сформировано 2 группы из 53 студентов, групповыми руководителями были назначены Щадрина Л.П. и Кравченко Р.С.

С сентября 1961 года кафедра работала по определенному плану и на правах комиссии по педагогике и методике начального образования. Председателем комиссии педагогики и методики начального образования был Алдын-оол Хомушку Саинотович и имела следующий состав преподавателей различных дисциплин: Трухина Р.М., Пуговкина Р.С., Жигалкина А.Я., Эргил-оол И.Ч., Окулова К.П., Большакова Т.А., Скрипальщикова П.П., Кызыл-оол А.Ч., Шайдеван М.И., Черношейкина Н.Н., Ладанова В.Л., Конева М., Петров В.М., Чащухин И.П., Чернова Р.И., Склярова Э.Я., Черновских Л.В., Попова М.М,, Дятлов А.В., Варенова А.В., Исаева А.Е., Захарищева В.А., Курченко А.П., Шатохин И.Г., Чамаева С.Н., Мазуревский П.И., Иванченко М.М.

С января 1962 года кафедра утрачивает название комиссии по педагогике и методике начального образования, и начал работать как кафедра педагогики и методики начального образования. В составе кафедры были 6 штатных преподавателей (Алдын-оол Хомушку Саинотович, Мазуревский Павел Иосифович, Захарищева Валентина Александровна, Чамаева Саина Николаевна, Курченко Александр Петрович, Шатохин Иван Павлович) и 8 преподавателей на почасовой оплате труда.

В 1966 году по приказу Министерства просвещения РСФСР было решено упразднить кафедру педагогики и методики начального образования в Кызыльском педагогическом институте. И только спустя 9 лет кафедра возобновила свою деятельность.

В связи с переходом на новые учебные планы в начальных и средних школах,  стало необходима подготовка учителей начальных классов с высшим образованием. В 1975 году Министерство просвещения РСФСР приняло решение об открытии в Туве педагогического факультета с ежегодным приемом 50 студентов. Для проведения подготовительных и организационных работ для открытия факультета педагогики и методики начального обучения в КГПИ на должность исполняющего обязанности декана была назначена Салчак Любовь Петровна.

После второго открытия первый выпуск был в 1979 году. С этого периода начинается подготовка специалистов кафедры. Защищает кандидатскую диссертацию Будук-оол Лариса Кара-Саловна, в Сибирском отделении Российской Академии наук успешно защищается Сагды Чечекмаа Тулуш-ооловна.

В связи с укомплектованием и увеличением численности преподавателей с учеными званиями, а также расширением специальностей факультета в 1989 году кафедра делится на две: «Кафедра педагогики и методики начального обучения» и «Кафедра методики преподавания русского и тувинского языков». Кафедра была переименована в кафедру «Педагогики и методики преподавания в начальной школе», затем в кафедру «Педагогики и методики дошкольного и начального образования» (2007г).

Заведующими кафедры были:

  1. Алдын-оол Хомушку Саинотович;
  2. Ладанова Вера Лукинична;
  3. Щадрина Любовь Петровна;
  4. Курбатская Светлана Суруновна;
  5. Бартан Фаина Михайловна;
  6. Сагды Чечекмаа Тулуш-ооловна;
  7. Даваа Кандармаа Даваадыровна;
  8. Томилова Татьяна Павловна;
  9. Будук-оол Лариса Кара-Саловна;
  10. Васильева Татьяна Александровна;
  11. Маадыр-оол Урана Александровна.
  12. Ондар Чечена Момужаевна

В настоящее время исполняет обязанностей заведующего кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования к.ф.н., доцент Кужугет Шенне Юрьевна.

За эти годы членами кафедры были: Будук-оол Л.К., Васильева Т.А., Даваа К.Д., Даваа Е.С., Дамба М.К., Дамба И.Н., Донгак А.Э., Доржу Ч.М., Доржу М.Д., Карелина Е.К., Красильникова В.А., Кечил Д.И., Кужугет А.О., Майны Ш.Б., Маадыр-оол У.А., Монгуш С.А., Монгуш З.Л., Монгуш И.И., Монгуш У.О., Ондар В.Г., Ондар Т.А., Ондар Ч.М., Ондар А.Ю., Ооржак С.Я., Сагды Ч.Т., Сагачева Н.В., Салчак Б.В., Самбыла Ч.Н., Темир-оол Л.П., Тюнина Г.А., Удилова И.В., Щербакова О.Н.

За эти годы кадровый состав укрепился, и кафедра значительно расширила проблематику исследований и курсов, включив вопросы преемственности, разработку технологий в области дошкольного и начального образования, управления образованием, повышения квалификации педагогических кадров.

В настоящее время на кафедре работают 11 преподавателей, из них:

  •  1 доктор биологических наук на должности профессора;
  •  1 доктор биологических наук на должности доцента;
  •  1 кандидат педагогических наук на должности доцента;
  •  1 кандидат исторических наук на должности доцента;
  •  1 кандидат педагогических наук на должности старшего преподавателя;
  •  1 кандидат филологических наук на должности старшего преподавателя;
  •  5  на должности старшего преподавателя.

Преподаватели обеспечивают овладение студентами теоретико-методологическими, психолого-педагогическими, методическими, практическими основами федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по учебным дисциплинам, а также обеспечивают профессиональную подготовку в процессе учебной, производственной практики в роли педагога дошкольного образования и начального общего образования.

Перспективы развития нашей кафедры: прежде всего за счет соискателей и аспирантов, за счет защиты кандидатских, докторских диссертаций нашими преподавателями.

В русле проблемы гуманизации исследуются вопросы: здоровьесбережение, математическое и экологическое образование, музыкально-эстетическое развитие, изобразительное творчество.

Изучаются проблемы содержания и технологии вузовской подготовки студентов с учетом значимости усвоения будущими бакалаврами закономерностей развития ребенка, принципов осуществления педагогической деятельности, направленной на общее и личностное развитие, оптимальное соотношение фундаментальной и прикладной подготовки.

Результатом работы является высокий уровень научно-методического обеспечения учебного процесса.

Основные направления учебно-методической работы кафедры:

  • совершенствование профессиональной подготовки специалистов (бакалавров) по разным направлениям в области дошкольного, начального общего образования и воспитания, а также в сфере социальной защиты населения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВО;
  • разработка новых рабочих программ по дисциплинам кафедры;
  • изучение психолого-педагогических аспектов воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте развития его субкультуры;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий обучения студентов;
  • создание экспериментальных площадок по проблемам дошкольного и начального общего образования;
  • организация научных семинаров по проблемам дошкольного и начального общего образования в соответствии с реализацией ФГОС ДОО и ФГОС НОО.

Кафедра имеет постоянные связи с ведущими специалистами научных учреждений и высших учебных заведений России: Красноярский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Хакасский государственный университет, Бурятский государственный университет, Убсунурский Международный центр биосферных исследований, Институт систематики и экологии животных СО РАН, Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН.

Преподаватели кафедры сотрудничают с научными учреждениями: Институт гуманитарных исследований Республики Тыва, Союз ученых РТ «Эртем», Новосибирский государственный педагогический университет, Региональное отделение энтомологического общества. С результатами научных исследований преподаватели выступают на региональных, всероссийских и международных конференциях.

Направление подготовки / специальности

Очная форма обучения:

  • Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»;
  • Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»;
  • Педагогическое образование, профили «Начальное образование» и «Информатика».
  • Педагогическое образование, профили «Начальное образование» и «Русский язык»
  • Педагогическое образование, профили «Дошкольное образование» и «Дополнительное (музыкальное) образование»

      Заочная форма обучения:

  • Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»;
  • Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» на базе СПО;
  • Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»;
  • Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» на базе СПО;
  • Педагогическое образование, профили «Дошкольное образование» и «Художественное образование».